Анализ сайтов конкурентов помогает понять их стратегию продвижения и найти точки роста своего бизнеса. Вы можете применить лучшие стратегии других сайтов и привлечь больше новых клиентов. Рассказываем, из чего состоит анализ и по каким показателям нужно оценивать конкурентов.
Почему к анализу нужно привлекать специалистов
Суть анализа сайтов конкурентов заключается в сравнении. Нужно отобрать лучшие сайты, сравнить их со своим, найти точки роста и использовать их в стратегии продвижения. Самый простой способ — найти в выдаче первых конкурентов, посмотреть оформление их сайта и сделать выводы по первым впечатлениям.
Такой способ отчасти будет эффективен, если ваш сайт уже заметно устарел и вы хотите быть на одном уровне с конкурентами. Однако задача анализа не понять, что делать, чтобы было как у конкурентов, а понять, как сделать так, чтобы стало еще лучше.
Для этих целей анализ должен быть более глубоким, а выполнять его должны специалисты разных направлений: дизайнеры, разработчики, SEO-специалисты, копирайтеры.
Перед анализом создайте документ
Чтобы использовать результаты анализа конкурентов, выберите место, куда удобно заносить информацию Мы используем таблицы excel. Это наиболее простой способ фиксировать результаты анализа.
Поиск конкурентов в нише
Перед тем, как анализировать конкурентов, нужно их правильно найти. Для этого вводим в поисковых системах слова и словосочетания, которые относятся к вашему бизнесу. Например, у вас магазин шин. Тогда вводите в поиске «шины купить», «шины заказать». Это самый простой способов увидеть, какие варианты есть в топе выдачи, но чтобы сделать анализ более правильным, есть несколько рекомендаций для сужения выборки:
Сужайте поиск до города своего присутствия. Если у вас локальный бизнес, то к запросам приписывайте название города, где вы оказываете услуги или продаете товары.
Разделяйте компании в выдаче на прямых и косвенных конкурентов. Например, по многом товарным запросам в топе будут маркетплейсы Wildberries, Яндекс и другие. Эти компании – косвенные конкуренты. А вот магазины, которые там представлены будут прямыми конкурентами.
Ищите в разных браузерах для более точного результата. Алгоритмы поисковых систем развиваются и один из трендов – персонализированная выдача. Это значит, что когда система подбирает сайты под ваш запрос, она учитывает, на каких сайтах вы уже были и пытается точечно определить, что вам интересно.
Как итог, поисковая выдача на вашем устройстве может отличаться от выдачи другого человека по тому же запросу. Чтобы получить более точную картину, вводите свой запрос в разных браузерах, а также в режиме инкогнито.
Используйте не только поисковую выдачу. Для некоторых отраслей можно найти сайты с рейтингами лучших компаний. Еще у некоторых компаний могут быть слабые сайты, но сильные социальные сети. При этом если у конкурента много хороших отзывов, то он может одним из первых отображаться в картах и геосервисах. Поэтому поискать других компании стоит и там.
Итоговое количество конкурентов зависит от ниши, в которой работает ваша компания. Например, ниже пример нашего анализа, где мы включили почти 30 сайтов. Особенность этой ниши в том, что бизнес, как правило, работает удаленно, поэтому конкурентной становится организация из любого города.
На следующем скриншоте мы так же выделили синим компанию, для которой мы проводили анализ, а зеленым ее конкурентов. Компания тоже работает удаленно и имеет конкуренцию, но ее продукт не так широко известен на рынке, поэтому основных конкурентов вышло только 3.
Проводим анализ ключевых слов конкурентов
После отбора конкурентов вам нужно понять, по каким ключевым запросам их находят в поисковых системах чаще всего. Для это потребуется использовать специальные сервисы. Например, similarweb, SpyWords и keys.so.
Они собирают информацию по посещаемости сайта, показывают, с каких городов на сайт заходят чаще и какие запросы приводят больше всего трафика.
После регистрации эти сервисы предоставляют больше возможностей для эффективного анализа. Есть и платные сервисы. При анализе ключевых запросов можно использовать несколько сервисов, чтобы проверить точность результатов.
Например, так выглядит отчет по запросам в similarweb.
Помимо этого, можно посмотреть и запросы, по которым сайт продвигает свои услуги в кампаниях контекстной рекламы.
За счет этого анализа у вас будет более детальное представление о запросах вашей аудитории, которые можно включить в семантическое ядро сайта.
Оцениваем технические показатели сайта
Скорость загрузки сайта. Это один из главных показателей. Его можно проверить с помощью сервиса PageSpeed Insight. Для проверки вставьте адрес интересующей страницы и нажмите «Поиск». Так стоит проверить всех конкурентов из списка.
Например, в примере ниже FCP равен 0,7 сек. Это значение показывает, что первые элементы загружаются уже через 0,7 сек. после перехода, а это хороший показатель
Возраст сайта. Новичкам сложнее попасть в топ выдачи. Как правило, там находятся сайты, которые созданы минимум 1 год назад.
Информация в микроразметке. Эта информация отображается в поисковой выдаче. Например, адрес. Проверить ее можно в инструментах поисковых систем. Перейти на инструмент «Яндекса» можно по этой ссылке, на инструмент Google — по этой.
Количество страниц сайта. Большое количество страниц на сайте – хороший показатель для поисковых систем. Такие сайты проще вывести в топы поисковых систем, поэтому отставание от конкурентов по количеству страниц может осложнить продвижение.
Проводим анализ основных страниц у конкурентов
Кроме каталога к основным страницам сайта относятся «Главная» и «О компании». При конкурентном анализе нужно посмотреть, какая информация указана на этих страницах.
Например, на странице «О компании» могут прикреплять лицензии, сертификаты и другие документы, которые подтверждают деятельность и опыт бизнеса. На главной странице стоит посмотреть, на какие разделы можно с нее попасть, есть ли форма заявок и в целом, какая информация представлена на этих страницах.
При изучении сложных продуктов посмотрите, есть ли на сайте раздел FAQ.
Для основных страниц также нужно посмотреть:
- количество символов;
- что указано в title и description, есть ли в них ключевые запросы;
- наличие и количество изображений, есть ли к ним описание.
Анализируем коммерческие факторы
Когда покупатель заходит на сайт, он думает о решении своей задачи. Высокой скоростью загрузки страниц и удобной навигацией его не убедить в покупке, если сам продукт кажется менее выгодным, чем у конкурентов.
Чтобы не уступать конкурентам, обратите внимание на:
- стоимость услуг или товаров;
- наличие дополнительных услуг, скидок, акций, системы лояльности;
- способы оплаты;
- способы доставки, если вы анализируете онлайн-магазины;
- наличие отзывов на сайте.
Если услуга подразумевает покупку программного обеспечения или обучающих курсов, то также можно обратить внимание на наличие демо-версии или пробного периода.
Изучаем удобство сайта конкурента
На этом этапе нужно оценить UX-навигацию сайта, а это задача для дизайнера. При анализе изучайте как десктопную, так и мобильную версию сайта.
Обратите внимание на:
- деление на категории и подкатегории – упрощает ли это поиск по сайту, грамотно ли разделены товары или услуги.
- поиск по сайту – есть ли поиск, насколько он удобный есть ли подсказки при вводе, учитываются ли запросы с ошибками.
- удобство фильтрации – по каким критериям можно фильтровать товары, достаточно ли только этих критериев.
- корзину – всегда ли к ней можно получить доступ.
- возможность авторизоваться в личном кабинете через социальные сети.
Параллельно сравнивайте навигацию по сайту конкурента со своей. Подумайте, что конкуренты хорошо реализовали, а что не очень. Если сайтом конкурента удобно пользоваться, то подумайте, а как можно сделать его еще лучше.
Вот так этот анализ выглядит в таблице. Некоторые применяют систему оценивания. Тогда в каждой ячейке указано число от 1 до 5 –- оценка того, насколько удобно реализовано решение
Проводим конкурентный анализ поисковой выдачи
Посмотрите, как сайты конкурентов выглядят в поисковой выдаче. Обратить внимание нужно на:
- текст в сниппете — он описывает, что находится на странице или это просто случайный фрагмент текста со страницы..
- хлебные крошки — есть ли в сниппете кликабельная цепочка пути к странице
- наличие оценок.
- ссылки на другие разделы сайта — например, «О компании», «Поддержка» или кнопка для обращения к консультанту.
Например, при поиске дивана в Екатеринбурге в выдаче можно увидеть много сайтов, у которых есть оценки или хлебные крошки в сниппете. Такие ссылки привлекают больше внимания
Изучаем контент на сайте конкурента
Если у клиента есть блог, то посмотрите, какой контент там публикуется.
Здесь можно привлечь SEO-специалиста и копирайтера.
SEO-специалист определит, по каким запросам ранжируется текст: какие ключевые запросы указаны в title, description, заголовках h1, h2, h3 и т.д., мета-тегах и узнает их частотность. Для этого тоже можно использовать специальные сервисы, но анализ можно провести и вручную.
Если речь идет о торговых площадках с карточками товаров, то оценивается и наполненность карточек. Есть ли в них подробное описание товара, таблица с характеристиками, фотографии и в каком они качестве.
Копирайтер оценит качество контента в блоге: какие задачи он решает, на какую аудиторию рассчитан, что в нем можно улучшить. Также учитывается регулярность публикаций, их количество и особенности текста, которые могли привлечь пользователей. Например, формат историй на основе реального опыта людей, детальные кейсы или яркие заголовки.
Делаем выводы о продвижении конкурентов
Когда вы собрали в таблице всю необходимую информацию, посмотрите, что стоит внедрить в ваш сайт. Возможно, стоит упростить процесс покупки или расширить семантическое ядро и добавить новые ключевые запросы.
Полученная информация ложится в вашу дальнейшую стратегию продвижения. Проводить анализ конкурентов рекомендуется раз в несколько месяцев.
Когда вы знаете, какие у сайта конкурента сильные и слабые стороны, вы можете использовать только хорошие решения и приводить больше новых клиентов.
Чтобы быстрее получить результат, обратитесь к специалистам по продвижению. Мы проводим аудит сайтов, который включает и конкурентный анализ. На основе аудита выполняем работы по SEO-оптимизации, разрабатываем UX-дизайн, запускаем контекстную и таргетированную рекламу. Готовы обсудить ваш проект.